Все романсы Чайковского

Но не только опера тесно взаимодействует с романсом у Чайковского. Все 104 романса Чайковского знают, пожалуй, лишь некоторые музыковеды и особо дотошные историки вокала. Сергея Яковлевича Лемешева, исполнившего и записавшего в одиночку все 104 романса. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840—1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Цикл романсов ор.73 на стихи Д. Ратгауза сочинен весной 1893 года, и это последний вокальный опус Чайковского и одно из самых последних сочинений композитора. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио). Это собрание отличается большим жанровым разнообразием.

В свою очередь, «послеонегинские» романсы очень часто отличаются от написанных до «Онегина». Много образных параллелей между романсами ор.6, включающем такие шедевры, как «Ни слова, о друг мой», «Нет, только тот, кто знал» и симфонической увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта». А большинство грамотных меломанов, даже с музыкальным образованием, довольствуется десятком «шлягеров» да ещё примерно дюжиной названий, входящих в обязательную программу Конкурса им. Чайковского.

Позволю себе не перечислять подряд все 25 исполненных романсов, хотя порядок номеров имел свою прелесть. На каждого вокалиста пришлось от одного до четырёх романсов, чаще всего по два. Начну, как водится, с прекрасных дам, по порядку выхода на сцену в первом отделении.

Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини»

Но после такого «хита» вышла не заявленная участница Анастасия Кикоть, заменив заболевшую коллегу, с тоже достаточно известным романсом «Забыть так скоро» (Стихи А. Апухтина). Ему попались непростые произведения. Как наладили: Дурак» — всё крупно, большими кусками, но не грубо. И завершал концерт тот же первый романс «Мой гений, мой ангел, мой друг» — здесь у Павла недоозвучено пиано, но текст он подаёт.

Собранные и переложенные В. Прокуниным, выпуски 1-2, М., 1872-73; Полное собрание Сочинения Дм. Бортнянского (духовные Сочинения), т. 1-10, М., 1881-82

В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений , отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований.

Дом Чайковского в Клину сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан также Дом-музей в Воткинске (1940)

10 февраля в Бетховенский зал Большого театра я шла, в основном, послушать уже знакомые молодые голоса, так сказать, «натюрель» — без соуса из оркестра и шлейфа оперных образов.

Так что, из 25 названий, составивших программу Первого вечера, два или три стали и для меня слушательской премьерой. А в этот вечер участников оказалась сакральная дюжина — шесть девушек и столько же мужчин. Кто-то пел без скидок на молодость так, что в моей программке просто появлялся жирный восклицательный знак, и замирало внутри от счастья, а кто-то боролся с тесситурой и даже… родным русским языком.

В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба)

А способ удовлетворить пытливого слушателя, которому интересно «про что там», прост и давно освоен в Европе. Они не следовали в строгой хронологии создания, или по авторам стихов. И равномерное распределение популярных «ударных» номеров между менее известными, а то и вовсе редкими. Всё для слушателя, чтобы не ослабло восприятие. Но образ пушкинской Земфиры в Песне «Старый муж» она подала темпераментно.

Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано

Её царевич Фёдор в «Борисе Годунове» и Октавиан в «Кавалере розы» спеты и сыграны без скидок на юность. И опять — восклицательный знак! При том, что сложная нервная мелодия этого опуса не принадлежит к числу моих любимых. Но здесь исполнение удивило глубиной и зрелостью. Изящно и в образе она рассказала и про «Канарейку» (стихи Л. Мея) , что сидит в клетке у Султанши.

Исполнение подкупило именно осмысленностью, созданием образа, верой в то, о чём поётся. Но, вообще, подтверждая ещё раз, что Россия — страна лучших басов, и два других «соперника» в низком регистре были хороши, каждый по-своему. И вот это сочетание кипарисообразной фигуры, физиономии лицеиста первого набора и почти чёрного, всё густеющего тембра поражает. Потому что кантиленный, известный и очень трудный «Слеза дрожит» (А. К. Толстой) прозвучал уже на порядок лучше, по-настоящему.

С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского. И естественно, в итальянском романсе «Mezza notte» («Полночь») всё обошлось глаже, чем в пронзительном «Ни слова, о друг мой» (А. Плещеев), который пока просто не получился.

Смотри также