imagesaleksandra-vertinskaja-vikipedija-thumb.jpg

Вертинская, Марианна Александровна

А. Вертинская. А. Вертинская в роли Оливии («Двенадцатая ночь»). В 1967 году Анастасия Вертинская окончила Щукинское училище. В 1962 году Анастасию Вертинскую, ещё не имевшую театрального образования, приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Массовая популярность Вертинской не всегда помогала ей в работе.

Невзирая на то, что в знаменитом творческом роду Вертинских большинство женщин играли на сцене, Александра пошла по стопам отца и посвятила свою жизнь изобразительному искусству. Дочь — Лидия Емельяновна Вертинская (род. 29 июня 2010), родилась в Венеции. Назвали девочку в честь её знаменитой прабабушки по материнской линии Лидии Владимировны Вертинской. А. Вертинская говорила, что у неё была «почти мистическая связь» с отцом. Она вспоминала, как в день самого последнего концерта Вертинского в Ленинграде вечером в доме раздался звонок.

Мой отец был настолько великим, что для российской культуры достаточно одного его имени. Это целая эпоха, фамилия Вертинский будет жить в веках, это бриллиант в короне нашей культуры». В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но её не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой».

Фото: Анастасия Вертинская

В 1963 году А. Вертинская поступила в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина; там к этому времени уже училась старшая сестра Марианна. Но всеобщее внимание со стороны студентов к Вертинской объяснялось, прежде всего, её творческим подходом к учёбе. «Каждая её работа становилась обсуждавшимся экспериментом. Все бежали… Вертинская сейчас будет играть!» — вспоминал Н. Михалков. Да, нас вновь пленяют поэтичность и девственная ясность внешнего облика Офелии-Вертинской.

Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для неё, с одной стороны, серьёзным испытанием («Такую роль, говорят, сыграть — и умереть. Вертинская говорила, что именно после Офелии по-настоящему «поняла, что хочет стать актрисой». Успех в «Гамлете» принёс Вертинской не только международную известность, но и ощущение приближения к внутренней гармонии. Режиссёр Георгий Данелия, как он сам вспоминал, приглашая на роль Мэри (дочери доктора Левана Цинцадзе) Вертинскую, вовсе не руководствовался тем, что её мама — грузинка.

Личная жизнь Александры Вертинской / Aleksandra Vertinskaya

А. Эфрос, восхищённый работой Вертинской в «Тартюфе», предложил ей на выбор любую из двенадцати пьес; актриса предпочла «Бурю» Шекспира. Она имела счастливейшую возможность выбирать то, что ей хотелось», — говорил об этом периоде театральной жизни Вертинской Н. Михалков. В шекспировской «Буре», поставленной в помещении Пушкинского музея А. Эфросом, А. Вертинская сыграла две роли — Просперо и Ариэля.

Марианна Вертинская в настоящее время

К. Райкин считал успех Оливии в исполнении Вертинской совершенно закономерным. В 1971 году Вертинская снялась (с Олегом Далем и Андреем Мироновым) в философской притче «Тень»Надежды Кошеверовой по пьесе Евгения Шварца. Больше всего… люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой», — говорила Вертинская.

Творческий путь Александры Вертинской / Aleksandra Vertinskaya

Затем последовал фильм «Кража» режиссёра Леонида Пчёлкина по пьесе Джека Лондона: Вертинская сыграла здесь главную роль, а партнёром её вновь выступил И. Смоктуновский. С началом перестройки Вертинская, как позже сама вспоминала, преисполнилась общим «духом свободы», тем более что была, по её словам, «генетически предназначена для независимого существования».

О работе за рубежом Вертинская говорила: «Классно было всё. Вырваться из-под ига главного режиссёра и всей рабской системы. Кроме того, Вертинскую всё это время тяготила отдалённость от родины. Что-то роковое, страдальческое, надрывно зловещее излучал картинно-изысканный облик А. Вертинской. А. Харитонов считал участие в картине Вертинской своим «главным режиссёрским достижением»; он говорил о необычайной работоспособности, а также почти авантюрной отваге актрисы.

Карьера актрисы Марианны Вертинской, фильмография

В 1994 году режиссёром Ю. Карой был снят фильм «Мастер и Маргарита», попавший в прокат лишь в 2011 году. На роль Маргариты была взята А. Вертинская, которая «обошла» на пробах Елену Майорову, Анну Самохину, Веру Сотникову и Ирину Алфёрову. А. Вертинская без дублёрши работала во всех сценах, включая самую опасную.

Но думаю, не в этом дело. Просто какие-то высшие силы не захотели, чтобы картина пошла в прокат!», — говорила А. Вертинская впоследствии о загадочной истории экранизации булгаковской классики. В 1999 году А. Вертинская снялась в фильме «Бременские музыканты» (реж. Александр Абдулов, 2000). По поводу роли Атаманши она говорила, что поначалу не представляла себя в столь агрессивном амплуа.

Отец с малых лет приобщал Александру к рисованию. С 1977 по 1987 год Саша училась в Московской средней художественной школе при МГХИ имени В. И. Сурикова. Учась в школе она часто выходила на практику в город, рисовала старые улочки и дома. Архитектурные красоты стали излюбленным сюжетом её картин. Анастасия росла и воспитывалась со старшей сестрой Марианной.

Не спрашивал, что у нас в дневниках. У фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье. Юная актриса много гастролировала и в составе актёрских бригад объездила всю страну. C тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затемнёнными стёклами.

В 1989 году Анастасии Вертинской предложили преподавать актёрское мастерство в Оксфордском университете. В телесериале «Овод» (1980) по роману Этель Лилиан Войнич А. Вертинская сыграла Джемму. Сценическим достижением Вертинской стала и работа в «Тартюфе», по Мольеру в мхатовской постановке А. Эфроса (1981). Вертинская вспоминала, что за четыре года обучения в Щукинском училище не сыграла ни одной «героини».

Смотри также