imagestvoritelnyj-padeg-okonchanija-thumb.jpg

Творительный падеж

В этой статье рассматривается только беспредложный творительный. Слово в творительном падеже отвечает на вопрос кем/чем? Творительный падеж употребляется в большом количестве локативных контекстов.

Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

Поскольку спектр значений, выражаемых творительным падежом, достаточно широк, описание его семантики оказывается непростой задачей. Русистами и славистами было предложено несколько основных способов описания семантики русского творительного. В целом, по-видимому, из этого опыта можно заключить, что строго формально разграничить сферы употребления русских падежей при помощи обозримого количества дискретных признаков вряд ли возможно.

В случаях, когда требуется указать и автора произведения, и исполнителя, автор выражается родительным падежом, а исполнитель творительным. Без зависимого в родительном зависимое в творительном со словом исполнение не употребляется.

Именная группа в творительном падеже может выражать большое количество семантических ролей, перечисленных ниже. Центральной ролью, однако, как явствует из названия, является роль Инструмента. В. А. Успенский. Дж. Фаулером в была отмечена интересная особенность глаголов этой группы. Некоторые из них (хотя далеко не все) допускают пассивизацию (см. Залог), при которой руппа в творительном падеже принимает именительный падеж, подобно классическим прямым объектам.

Возможно, впрочем, что в последнем случае на употребление творительного оказывает влияние сам факт наличия у глагола возвратного суффикса -ся (см. Возвратность). Ключевым элементом локативной альтернации является участник, сочетающий в себе черты Пациенса и Средства.

Творительный Эффектора употребляется (также факультативно) для обозначения стихии в безличных конструкциях типа (ветром) сорвало крышу или (градом) побило посевы. О творительном причины в русском и других славянских языках (где он оказывается более продуктивен) см. . Таким образом, место здесь отведено лишь беспредложному творительному Траектории, который, как это явствует из семантики самой роли, употребляется с глаголами перемещения: ехать, идти, плыть и т.п.

Творительный Меры обозначает некоторую единицу измерения, при помощи которой происходит, так сказать, квантование действия. Особняком стоит большая и разнородная группа употреблений творительного со значением семантической роли Аспекта, то есть некоторого элемента, выбранного из релевантного множества .

К этим употреблениям примыкает конструкция с творительным, выражающим характеристику, в отличие от Аспекта, ничему не противопоставляемую. Она состоит из формы творительного, выражающей аспект характеристики, и обязательной предложной либо именной группы, содержащей значение характеристики. Во многих случаях творительный сравнения имеет тенденцию фразеологизоваться (см. ). Ср.: стоять столбом, висеть мешком, пальцы веером, губки бантиком.

2.3.1. Творительный Инструмента и Средства

В этот класс входят употребления с семантическими ролями Отправной, Промежуточной и Конечной точки: встречаются как локативные, так и временные употребления. Глагол быть, в настоящем времени (в форме нулевой связки) управляющий номинативом, в прошедшем и будущем принимает дополнение в творительном падеже. В этом случае это дополнение не является участником ситуации и, таким образом, не несёт никакой семантической роли, а употребляется предикативно (задавая свойства некоторого участника ситуации).

См. также ниже о близких к предикативным употреблениях творительного падежа в т.н. депиктивной конструкции (п. 2.3.12). Временные употребления, как и инструментальные, составляют широкий класс употреблений творительного падежа. Конструкция с творительным сравнения образуется путём добавления словоформы в творительном падеже к имени, глаголу либо клаузе.

Смотри также