Толковый словарь русского языка Ушакова

В нач. 20 в. существовало 11 казачьих войск Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское,Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское. Казаки — этносословные группы в составе русских и некоторых других народов.

Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В 1916 казачье население св. 4,4 млн. человек, св. 53 млн.десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило ок. 300 тыс. человек. В 1920 г. казачество как сословие упразднено. Общая численность в Российской Федерации ок. 5 млн. человек.

Войска Донского, Войска Уральского и др.), льготный землевладелец, обязанный государству военной службой (в конном строю) на особых условиях (дореволюц.). Казаки, в массе своей являясь носителями кулацкой идеологии, были опорой самодержавия. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины.

К началу 19 в. старшина вошла в состав дворянского сословия России. В 16—17 вв. К. пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Царское правительство, опираясь на зажиточное К. и старшину, постепенно (особенно с начала 18 в.) стало ограничивать автономию казачьих областей, стремясь к полно му подчинению К. центральной власти.

Толковый словарь русского языка Ушакова

В 1721 они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством. В основе привлечения К. к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в 19 в. система землевладения в казачьих областях. В 1916 К. располагало 63 млн. десятин на 474 тыс. служилого состава (всё казачье население — свыше 4,4 млн. чел.). Земли казачьего дворянства в 1848 были объявлены потомственной собственностью.

Вместе с тем росло число бедняцких казачьих хозяйств, хотя в целом обеспеченность казаков землёй оставалась значительно выше, чем крестьян, особенно в Европейской России. К началу 20 в. в некоторых казачьих областях развилась промышленность (Дон, Кубань, Сибирь), разорившиеся казаки вливались в ряды рабочего класса. Во время Февральской революции 1917 казачьи части перешли на сторону восставшего народа. При поддержке Временного правительства был создан Совет Союза казачьих войск, руководство которого поддерживало генерала Л. Г. Корнилова.

Однако казачьи массы не поддержали корниловщину. В период Октябрьской революции Коммунистическая партия сумела увлечь за собой казачью бедноту и массы фронтового К., что, в частности, явилось причиной быстрого разгрома мятежа Керенского — Краснова. 20 апреля 1936 ЦИК СССР отменил существовавшие для К. ограничения в отношении службы в Красной Армии. Были созданы, кроме уже существовавших, новые кавалерийские казачьи дивизии.

Большая советская энциклопедия

X в.) и по Нестору – Ясы и Касоги. Слово казак известно было в России гораздо раньше времени Ивана Васильевича: оно, по мнению некоторых, на языке монгольском означало пограничного стража и вообще военного человека.

Оно, кажется, очень древнее и в некотором отношении может быть названо коренным обычаем северных народов, проявившихся в разныя времена под разными именами». Теория Костомарова. Теория Вольтера. Теория Гумилёва. Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам.

Для поддержания и сохранения общности казаков в этом городе в начале 1930 г. была учреждена общеказачья станица

Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б. Броневский видели в казаках потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков. Теория Кромера и Щербатова. Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов видели в казаках остатки половцев.

Теория польская. Теория Певнева. Теория Потоцкого. Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине. Теория Пушкина и Любавского. Теория Савельева. Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра.

https://youtu.be/eparh

Теория Симоновского. Теория Сопова. Теория Татищева. По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами.

Всего в боевых действиях на стороне Абхазии приняло участие более полутора тысяч казаков, в основном кубанцев. Они осели в Харбине, Шанхае, Тяньзине и других городах, однако многие из них не смогли здесь устроиться и вынуждены были двигаться дальше в поисках своей судьбы. Когда в 1922 г. запрет на въезд русских казаков в Австралию был отменён, начался новый приток выходцев казаков из России на пятый континент.

В основном это были Сибирские, Забайкальские и Уссурийские казаки, перебиравшиеся из оккупированной японцами Манчжурии через Китай. Письма казаков дают тому подтверждение. Например, в годы мирового экономического кризиса – 1929-1933 гг. – квоты на прием иммигрантов были значительно урезаны.

Трудовое К. участвовало в разгроме контрреволюционных мятежей в казачьих областях и установлении там Советской власти. В начале 18 в. казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. Вслед за Казаками в городке появились русские воеводы со своими охранами и промышленниками. Казаки с семьями стали постепенно разъезжаться, и образовались новые центры казачьих поселений.

Смотри также