Немецкая классическая философия. Кант.

Введены И. Кантом в “Критике чистого разума”. Данное единство Кант и называет трансцендентальным единством апперцепции. К синтетическим Кант относит и все экзистенциальные суждения, ибо ни в одном понятии не содержится предикат существования. Кантовская концепция аналитических и синтетических суждений вызвала значительный резонанс в европейской философии.

Термины кантовской философии, имеющие также широкое применение в различных направлениях современной философской мысли, главным образом в рамках аналитической традиции. Вопрос о возможности синтетических суждений a priori заявлен Кантом как основной вопрос всей критической философии.

Хотя аналитические суждения и не расширяют наших познаний, но они все же расширяют сферу отчетливо мыслимого. В этом психологическом моменте основное отличие аналитических суждений от бессодержательных тавтологий. Будучи основанными на непреложном законе тождества, все аналитические суждения априорны (строгая необходимость трактуется Кантом в качестве одного из критериев априорного знания).

Немецкая классическая философия. Кант.

Аналитическое “добавление” к критике чистого разума превращает последнюю в трансцендентальную философию. Сама же критика концентрируется на выяснении основных принципов синтетических суждений. Под синтетическими Кант понимает такие суждения, где предикат извне прибавляется к субъекту.

§1. Понятие априорного в кантовской философии.

Номинальная дефиниция синтетических суждений не дает, однако, адекватного представления о кантовской концепции. Канта интересуют только истинные синтетические суждения, т.е. синтетические познания.

Поэтому она зависит от отношения субъекта и предиката к какому-то внешнему X, который и должен удостоверить правильность их соединения. Таким образом, все синтетические суждения – суждения о вещах (аналитические – о словах). В отношении синтетических суждений возможны два случая. 1) Связь между субъектом и предикатом “подсказывается” наличными предметами, как в тезисе “все тела имеют тяжесть”.

Они обладают строгой всеобщностью и необходимостью. Синтетические суждения a priori составляют каркас чистой математики и общего естествознания. Метафизика только претендует на априорные синтетические познания, и может реализовать их лишь в качестве практических постулатов. Активные дискуссии на эту тему возникли в XX веке в связи с “лингвистическим поворотом” современной философии. При этом, правда, нередко принимали во внимание одно лишь номинальное определение синтетических суждений.

Антиномичность составляет характерную черту одной из трех отвергаемых Кантом традиционных наук, входящих в состав “частной метафизики” (metaphysica specialis), – рациональной космологии. Излагая доказательства как тезисов, так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами, однако могут быть отвергнуты при изменении посылок.

Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Объект эмпирической апперцепции – душа как явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого. Слово “трансцендентальное” указывает на то, что выявленная структура Я может быть использована для объяснения возможности априорных синтетических познаний. Это высшее основоположение синтетического знания само носит аналитический характер, так как понятие Я уже включает представление о синтезе в нем всех возможных представлений.

Введение трансцендентальной функции воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в приобретении априорного синтетического познания. Термин кантовской философии, используемый в “Критике чистого разума” для обозначения “теологической идеи” как понятия всереальнейшей сущности. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную и запутанную классификацию видов воображения.

Смотри также