«Не делай другому того, чего не желаешь себе

Если «другие» — родители, то это долг перед родителями. Так и с золотым правилом. Или: если ты хочешь, чтобы родители относились к тебе хорошо, то ты сам должен относиться к ним хорошо. 19. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. Если люди руководствуются данным правилом безотчетно, то это в значительной мере благодаря чувствам совести и сострадания.

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях». Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно. На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 3), А.Бебеля (Женщина и социализм. Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; основой принятия решения в данном случае является беспристрастное суждение о поведении других. Золотое правило нравственности» есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим.

4. Перед тем как мстить, вырой две могилы. 5. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. 25. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал. Золотое правило приписывается двум из семи греческих мудрецов — Питтаку и Фалесу. Так называемые библейские заповеди — не убий, не кради, не прелюбодействуй и т. д. — не что иное как частные и усеченные выражения золотого правила.

В Новое время о золотом правиле писали Т. Гоббс, Д. Локк, Х. Томмасиус, И.Г. Гердер… Он, с одной стороны, возвысил его (хотя и в превращенной форме) до значения главного принципа поведения людей, с другой, — унизил, назвав его общепринятые формулировки тривиальными и ограниченными.

Поверхностность понимания Кантом золотого правила проявляется, в частности, в том, что он не увидел в нем основание долга, утверждая что оно якобы не формулирует обязанностей по отношению к другим. И т. д. Такое понимание Кантом золотого правила обусловлено ориентацией на надындивидуальное. И это справедливо, потому что нет крепче основания чем сам человек для себя. Долг предполагает знание себя и других.

Золотое правило в природе

А кого человек уважает больше и о ком заботится больше: о себе или о других? Основание долга находится не в каких-то заоблачных высотах, а в конкретном живом человеке со всеми его достоинствами и недостатками. В.С. Соловьев, правда, слишком увлекся страдательной стороной золотого правила.

В золотом же правиле акцент делается на ego, на данном человеке. Такую же функцию оно выполняет в отношении категории долга. Взглянем на это правило со той стороны, как оно соизмеряет свои и чужие поступки. В фундаменте этого соизмерения, т. е. изначально лежит следующее. Это — общее понимание долга. Оно, естественно, разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под «другими». Чем для жизни-здоровья отдельного человека являются болезни, тем для жизни-здоровья общества являются правонарушения и преступления.

Беседа первая.«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Оно в сущности, как и нравственность, основывается на золотом правиле. В самом глубоком смысле право — это, повторяю, взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Золотое правило обладает еще тем свойством, что оно САМОДОСТАТОЧНО, закольцовано, имеет основание в самом себе. Оно, в частности, соединяет «хочу» и «надо», случайность «хочу» и необходимость «надо».

Отдых и туризм в Венесуэле. Туристическая программа

Насколько разрушительно оно для человеческих отношений, можно видеть на примере мести (если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо). Б). Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение.

Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, всё-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Куря в присутствии некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают. Но ведь для того и голова на плечах, чтобы продумать до конца последствия своей черствости-бессовестности.

В таких случаях курящий, как правило, не получает прямого отпора, т. е. непосредственный бумеранг тут не действует. Когда человек пренебрегает интересами незнакомых ему людей, проявляет неуважение к ним, то он не вправе ожидать от них уважительного к себе отношения. Вывод: если бы курящий человек хорошенько подумал о последствиях своего поведения, т. е. всякий раз ставил бы себя на место других, некурящих людей, то он, безусловно, отказался бы от курения.

Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип.

Тем не менее бумеранг и здесь налицо. Причем, если для алкоголиков и наркоманов такое противопоказание абсолютно, безусловно, то для курильщика есть возможность корректировки своего поведения в отношении других. Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность.

Смотри также