Левостороннее и правостороннее движение

Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. Есть также страны с движением левосторонним. В части провинций движение было левосторонним, а в других правосторонним.

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов. На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана.

В зависимости от метода передвижения, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Езда с форейтором — правостороннее. Езда верхом — левостороннее. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает. Езда в многоместном экипаже — левостороннее.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем правомерно — ни в одной стране воины не были большинством. На Красной площади9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении. По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом).

В каких странах принято левостороннее движение?

Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения. В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.

В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним. Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на некоторые страны мира (свои колонии и зависимые территории).

Однако в Англии в 1776 году, оказавшейся верной древнеримским традициям, был принят «Дорожный акт», вводивший левостороннее движение.

Но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения. Именно правостороннее движение принято для расхождения судов, следующих встречными курсами в зоне прямой видимости в море, что зафиксировано в международных правилах. Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств.

После того, как человечество прекратило подозревать в каждом встречном врага, на дорогах стало складываться правостороннее движение.

Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение.

Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее. После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения.

А в Италии в разных городах были разные правила. Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с правой стороны. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть (при левостороннем движении он выходил бы прямо на проезжую часть).

И наоборот, бывшая португальская колония Мозамбик сменила левый руль на правый из-за соседства с бывшими британскими колониями. В 1977 году японская префектура Окинава по решению японского правительства перешла с установленного в 1945 году американскими оккупационными войсками правостороннего на левостороннее движение.

Это, однако, не мешает другому участнику — Китаю оставлять левостороннее движение в возвращенном Гонконге. Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон Москвич-434П). Например, БелАЗ поставляет свою леворульную продукцию в «праворульную» ЮАР, и в «праворульной» Японии производитель Komatsu изготавливает свои самосвалы с леворульной кабиной.

У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. Что касается нашей страны, в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

Смотри также