imageschto-takoe-krestotselovalnaja-zapis-thumb.jpg

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского

3.»Крестоцеловальная запись» — первый договор между властью и подданными в Русском государстве. Пункты «Крестоцеловальной записи». Вопрос: — В чем значение»Крестоцеловальное целовальной записи» для Российского государства? Не только в областях, но и в Москве было много недовольных.

Избрание М.Ф. Романова на царство не сопровождалось подписанием документа типа «крестоцеловальной записи». В довершение всего Василий Шуйский был расчетлив до крайности, до скупости, тогда как в Москве привыкли к щедрости Годунова и расточительности Лжедмитрия. Василий Шуйский думал, что самым лучшим средством против самозванцев, прикрывающихся именем Дмитрия, будет перенесение в Москву мощей царевича.

Ярким примером может служить «крестоцеловальная запись» В.Шуйского (1606 г.) — «Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору». Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея всего около 4 тыс. казаков и поляков. Его 16- летний сын Федор был свергнут и убит. В июне 1605 г. в Москву вступил «царь Дмитрий Иванович». Служилые люди были обижены близостью к царю поляков и казаков. Новым царем Земский собор избрал боярина Василия Ивановича Шуйского, возглавлявшего заговор против самозванца.

Особенно распространились такие настроения на южных окраинах, население которых боялось мести В. Шуйского за то, что помогло Лжедмитрию I овладеть Москвой. Попав в одном из походов в плен к крымцам, он был продан в рабство и провел ряд лет гребцом на галере. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль «царя Дмитрия» — М. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы.

К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге. Болотников и Горчаков несколько раз успешно отбили атаки царских войск, но в конце концов вынуждены были все же отступить в Тулу, которую осадили войска Шуйского.

Царь Василий Шуйский

В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в «царя Дмитрия». Однако соединиться с Болотниковым не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Однако правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев. Для уплаты жалованья шведам вводились новые налоги, что ухудшало положение населения и настраивало его против В.И. Шуйского.

Захоронение останков Василия Шуйского в России в 1635 году.

В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. В январе 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев монастырь. Но вскоре он при загадочных обстоятельствах умер. Молва обвинила в его убийстве брата и наследника царя — князя Д.И. Шуйского. В этой обстановке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В.И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи.

- польская оккупация Москвы и земли Русской – польское иго в полном объёме, масштабное убывание Русского Народа;

Заключив договор, бояре впустили поляков в Москву, а к Сигизмунду под Смоленск отправилось русское посольство во главе с Ф.Н. Романовым. Переговоры зашли в тупик и русские послы оказались на положении пленников.

В России настала пора безвластия. В лагере осаждающих росли противоречия между дворянами и казаками. Ляпунов был убит. В ответ дворяне покинули ополчение, и оно распалось. Сигизмунд объявил, что не Владислав, а он сам станет русским царем. Это означало, что Россия будет включена в Речь Посполитую.

В августе 1612 г. Второе ополчение объединилось с остатками Первого ополчения, все еще осаждавшими Москву. В 1613 г. земский собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Восстание против Лжедмитрия и убиение его было делом только одних московских приверженцев Шуйского.

Из толпы раздались крики, что царь нужнее патриарха, а царем должен быть Василий Иванович Шуйский. Таким образом, Василий Иванович был избран не всенародным собранием, даже не всею Москвою, а только своими сторонниками. Немедленно по всем русским городам была разослана грамота, с обещанием, что «по приговору всех людей» Московского государства, и духовных, и светских, избран на престол князь Василий Шуйский.

Некоторые из бояр были недовольны, потому что им самим хотелось быть на престоле, другие имели старые счеты с Шуйским. Мудрено ли после этого, что число сторонников Шуйского не увеличивалось и служилые люди не выказывали большой ревности к царской службе? 1 июня Василий Иванович венчался на царство, а 3-го с большим торжеством внесены были в столицу мощи царевича св. Дмитрия. Шуйскому не верили в Москве; не верили грамотам его и в других городах.

- насильное пострижение Василия Шуйского в монахи и выдача полякам в 1610 году, его дальнейшая смерть в плену от голода, принятие Владислава и Лжедмитрия II;

Все эти слухи, волновавшие московскую чернь, распускали бояре, враги Шуйского. Чуть не плача с досады, Василий Иванович обратился к окружающим его боярам и начал их корить, что это их козни, что, если он им не угоден, – он немедленно оставит престол. 5. Лжедмитрий II и многовластие в стране.

За этим глаголом стоит отсутствие у Василия Шуйского единодушной поддержки, фактически захват им престола, оказавшегося по существу свободным в обстановке всеобщей растерянности. Василий Шуйский представитель рода нижегородско — суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. 1606 год — именно по инициативе В. Шуйского царевич Дмитрий был объявлен Святым , «как невинно убиенный от царя Бориса».

После смерти Лжедмитрия I в 1606 году царем был избран главный заговорщик боярин Василий Шуйский. А Василий Шуйский, при вступлении на престол, торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись», в которой были прописаны некоторые гарантии, защищающие население России от произвола власти. Выборы на царство Василия Шуйского» (С.М.Соловьева. Таким образом, Василий Шуйский впервые вводит договор между монархом и подданными. Крестоцеловальная запись» отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии и ее возросшую зависимость от «земли» — общества.

Смотри также