imagesaktrisa-alisa-frejndlih-thumb.jpg

Фрейндлих, Алиса Бруновна

В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем. В следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих. Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём.

Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909—2002). Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урождённая Зейтц), отцом — Артур Иванович Фрейндлих.

Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась — у его второго сына, брата Бруно, были крайне слабые лёгкие. Его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

В три года она попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы и сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья. Незадолго до начала войны родители Алисы расстались. Отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью.

Алиса Фрейндлих: личная жизнь

В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239). Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала.

Алиса Фрейндлих в кино

В город вернулся и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новую семью — жену и дочку Ирину. Ксения Фёдоровна была не против встреч Алисы с отцом, но этому категорически противилась новая супруга Фрейндлиха. В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова — именитая советская артистка. Все свободное время Алиса проводила у преподавательницы, именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства.

Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девушки был сильный голос — высокое меццо-сопрано. В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием.

А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя».

Алиса Фрейндлих: «Меня записали русской, и это спасло мне жизнь»

Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину.

Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж. В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали.

В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, тогда написавшим киноповесть «Зигзаг удачи». В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово.

В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому. Наконец, придя домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней — её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки.

После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино. В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам Андрей Тарковский. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..».

Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось — она просто не смогла приехать на съёмки. Сначала пьеса была успешна в театрах, её поставили 134 театра в разных городах СССР. Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме.

Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной. Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант.

Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок. Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.

Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. В 2011 году на экранах кинотеатров появился ремейк ленты — «Служебный роман. Наше время», где роль Людмилы Калугиной исполнила молодая актриса Светлана Ходченкова. Алиса Бруновна говорила, что фильм не смотрела и смотреть не будет, так как ей «очень трудно принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете».

Картину оценили и в высших слоях государства — все её создатели, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР. Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича.

Смотри также