imagesdvuslognye-razmery-stiha-thumb.jpg

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры

Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Эта строка тоже написана двусложным размером, но не хореем, а ямбом. Почему? Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два.

Дактиль — он первый размер из трёхсложных, Пальцем считать ударения можно. Первый, четвёртый, седьмой и десятый Слоги ударные в строчке крылатой. Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный — желЕзо. Второй из трёхсложных размер — амфибрахий. Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО. Х стоит первым в стопе из двух слогов.

Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике

Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп.

Сегодня на уроке попытаемся разобраться с двусложными и четырехсложными размерами. Здесь уже явно прослеживается чередование ударного и безударного слога. Этот размер называется хорей. Его название и графическую схему нужно запомнить. Определив, сколько безударных слогов входит в стопу, вы сможете определиться с размером. Отсутствие ударений на 4 и 10 слоге (на 2 и 5 стопе) называется пиррихием.

Когда вы будете писать новые или править старые стихи, размер необходимо учитывать. Возможно, на первых порах будет сложно, мысль будет путаться, не сможет вкладываться в прокрустово ложе размера. И мысль, как прекрасный алмаз, засверкает ярким светом в огранке размера. Определить размер, если это возможно, в стихотворениях, которые вы графически разобрали, выполняя предыдущее домашнее задание.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин». Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает».

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер.

Самое-самое главное — это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, чтоэтот размер вносит в стихотворение. Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).

И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Отметим, что «хвостик» (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается. Как изменился размер — это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение.

Возможно, это вам будет интересно:

Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров. Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения.

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно? Золото — золото», — вы повторяйте И средь стихов всегда дактиль узнаете. АМФИБРАХИЙ — (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге («Не вЕтер бушУет над бОром»). Здесь в каждой стопе ударение в центре. Ударные слоги в кольце безударных Укрыты от зноя, дождя и от ветра. Секрет амфибрахия в слове «железо», Оно нам не менее злата полезно.

Здесь пеон II в 1, 2 и 4 строке чередуется с ямбом во 2. «Чистым» пеоном писать можно, но сложно. Пока нам не ясно, что это за размер. 4. Остается разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения. Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов.

Смотри также