imagesonore-dome-zakonodatelnoe-chrevo-thumb.jpg

Домье Оноре

17. Оноре Домье. Законодательное чрево. Литография. 18. Оноре Домье. Улица Транснонен. 19. Оноре Домье. Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии, Литография. Литографии Оноре Домье (а в то время все газетные рисунки печатались в этой технике) пользовались большим успехом. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера.

Оноре-Викторьен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж. Ему пришлось рано начать зарабатывать на жизнь: он был рассыльным в суде, продавцом в книжном магазине. Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и продиктованная благородным негодованием» — так назвал ее Филипон.

Его литографии в газете «Шаривари» главным образом посвящены буржуа. Он создает в течение 1833–1835 годов двести сорок пять литографий и среди них ставшую знаменитой «Улицу Транснонен» (1834). Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в.) стала большая литография «Улица Транснонен 14 апреля 1834 г.», также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Литографии 1844-1847 гг. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.

2166Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье — народный художник. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Около 1830—32 гг. Домье вылепил из глины тридцать шесть скульптурных бюстов, представляющих сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии.

Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. 30-е годы XIX века во Франции — это годы июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии, «царство денежных мешков». Художник удивительно точно передал характерные портретные черты их облика и в то же время сумел подчеркнуть тупость, животную жадность, хитрость.

Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания. Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста. Домье создал более трех тысяч литографий, множество ксилографии (в основном книжных иллюстраций) — и по праву считается одним из крупнейших мастеров мировой графики.

Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы. В эти годы Домье работает особенно интенсивно. В основу этой литографии легли реальные события, происшедшие при подавлении войсками правительства восстания в Париже. В ночь на 15 апреля 1834 года озверевшие солдаты ворвались в один из домов на улице Транснонен и перебили жильцов. Литография привлекла всеобщее внимание, она звала к возмездию.

Он с необыкновенно стремительно развернувшимся мастерством смог реализовать эти уроки после Революции 1830 года, когда стал взрослым человеком и зрелым, сложившимся художником. Поэтому в 1830 г. Филипон, художник-карикатурист, редактор и издатель вновь основанного журнала «Карикатюр», не случайно привлек Домье к сотрудничеству в своем журнале.

Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. от тех неоригинальных и легковесных листков, которые он делал в 20-е годы, как будто на свет родился теперь совсем новый художник. Короткому сидению Домье в этой тюрьме незачем придавать патетический и драматический оттенок.

Я умышленно столь подробно остановился на рождении Домье как художника. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Нужно было без всяких колебаний и оглядок определять свое место в этой до предела обострившейся действительности. Домье понадобилось сделать очень большой шаг к столь высокому подъему, и ему помогли в этом его прямые великие предшественники — Давид, Энгр, Жерико и Делакруа.

Законодательное чрево руки Домье

Улица Транснонен» была выполнена всецело в духе Давида, Жерико и Делакруа — в высоком трагическом духе, чуждом какой бы то ни было карикатуре. Это литография, изображающая мертвого революционера, лежащего на тюремной постели, и двух тюремщиков, стоящих рядом,- короля и его министра юстиции («Этого можно выпустить на свободу! Это литографии «Действительно, стоило труда убивать нас!» или, еще более, «Вам предоставляется слово, объяснитесь!

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Есть нечто принципиально различное в том, что считал нужным искать Домье в каждый из этих двух периодов его художественной биографии. Однако соглашаться с тем, что это и есть лучшее у Домье, равноценно тому, чтобы просто зачеркнуть его как великого художника, давшего человечеству огромные и непреходящие ценности.

Литографии 1844-1847 гг. получили чрезвычайно широкое общественное и идейное — а через них и политическое — звучание

Прямое подтверждение моей догадки можно увидеть в одной из литографий этой серии Домье, где изображен Телемак перед судьями — точь-в-точь такими же, как «древнегреческие» персонажи Делароша. Во всяком случае, именно эта серия — как ни странно — снова «включила» Домье в реальную историческую и общественную обстановку Июльской монархии. Я думаю, что именно в эти годы искусство Домье стало открыто и сознательно антибуржуазным.

Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Бюсты выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.

Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.

Смотри также