imageskrejser-dmitrij-donskoj-thumb.jpg

Дмитрий Донской (крейсер)

14 февраля 1896 года крейсера были отправлены на Дальний Восток, и 9 апреля прибыли в Нагасаки. В сентябре крейсер прибыл на родину. В марте 1882 года это изменение в проекте было санкционировано. Лодка заложена 30 июня 1976 года на «Севмашпредприятии» и вступила в строй ВМФ в 1981 году. В 1982 году вошла в состав Северного флота. 7 октября 2002 года стала именоваться «Дмитрий Донской».

В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжелых орудий». С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В феврале 1893 года крейсер вышел в Порт-Саид, где его командира капитана 1-го ранга Гессена должен был сменить капитан 1-го ранга Николай Александрович Зеленой.

Из-за неудачной картины ветров и тщетных попыток идти под парусом крейсер опоздал к месту сбора международной эскадры и пришёл прямо в Нью-Йорк, где принял салют пришедших вовремя 34 кораблей. В 1895 г. на крейсере сменили артиллерию ГК, заменив её на патронные орудия системы Канэ (шесть 152-мм и десять 120-мм пушек). В 1900 году крейсер участвовал в больших манёврах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в реальные боевые действия, связанные с «восстанием боксеров».

В один из моментов боя «Донской» и «Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Сам крейсер, однако, тоже весьма уязвим к снарядам обоих типов: его надстройки и цитадель очень велики.

Родоначальником идеи российского океанского крейсера был вице-адмиралАндрей Александрович Попов, которому довелось командовать отрядом винтовых корветов и клиперов. Избрав более легкий проект, составленный по образцу «Минина», МТК (журналом № 22 от 15 февраля 1880 г.), а за ним и управляющий Морским министерством одобрили его для постройки. 10 марта 1880 года строителем полуброненосного фрегата на верфи Нового Адмиралтейства назначен подполковник Н. Л. Самойлов, в помощь которому был назначен штабс-капитан Потапов.

К сентябрю работа застопорилась, поскольку заводы не справлялись с графиком поставки стали и железа, и пришлось заказывать стальной профиль в Англии. В августе приняли решение целиком заменить железную броню на сталежелезную, что привело к срочному изменению заказа и конструкции корабля — предполагавшуюся обшивку брони деревом и медью отменили.

В мае 1885 г. на корабле начались приемки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. В мае 1889 года года вернулся в Кронштадт. В этом плавании в команде крейсера состояли великий князь Александр Михайлович (вахтенный начальник) и великий герцог Мекленбург-Шверинский.

Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. В сентябре 2013 года сообщалось о планах пусков МБРР-30 «Булава» с ТАРПКСН «Дмитрий Донской» для подтверждения технических характеристик ракеты.

В 1996 году началась модернизация по проекту 941УМ. 26 июля 2002 года лодка повторно введена в состав Северного флота. В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на «Севмаше». Все те же 12 орудий, расположенные в 4-х башнях, с отличной баллистикой, дальностью и скоростью горизонтальной наводки.

Донской» занял флагманское место в отряде из крейсеров «Генерал-Адмирал» и «Рында», превратившись в объект паломничества американцев. По этому проекту не было построено ни одного корабля, вместо него строились крейсера по проекту 68-бис. 29 октября 1895 года, пройдя приемные испытания, «Дмитрий Донской» и новейший крейсер «Рюрик» вышли в Средиземное море, где намечался конфликт из-за черноморских проливов.

Смотри также