imagesbarokko-v-literature-thumb.jpg

БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА

2.1 Становление литературы в стиле барокко. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Отчетливее эти черты проявились в литературе и изобразительном искусстве. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека.

БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА – литература идейного и культурного движения, известного под именем барокко, затронувшего разные сферы духовной жизни и сложившегося в особую художественную систему. Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль».

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. Преувеличенная аффектированность, крайняя экзальтация чувств, стремление познать запредельное, элементы фантастики – все это причудливо сплетается в мироощущении и художественной практике.

Художественное творчество тяготело к монументальности, в нем сильно выражено не только трагическое начало, но также религиозные мотивы, темы смерти и обреченности. Многим художникам были присущи сомнения, ощущение бренности бытия и скепсис. Вместе с тем в барокко, и прежде всего в литературе, отчетливо проявились различные стилевые тенденции, и отдельные течения достаточно далеко расходились. Характерной чертой барочной литературы становится смешение жанров.

Другим важным приемом становится динамика, которая вытекала из понимания изменчивости мира. Литература барокко не знает покоя и статики, мир и все его элементы меняются постоянно. В литературе нередко можно встретить выражение страха перед судьбой и неизведанным, тревожное ожидание смерти, ощущение всевластия злобы и жестокости.

Барокко (ит. barocco — причудливый) — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.

Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации.

БАРОККО, ЛИТЕРАТУРА

Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма, ей приносилось в жертву само религиозное благочестие. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке

Личность человека эпохи Возрождения характеризуется полным единством и целостностью, где отсутствуют сложность и развитие. Человек эпохи Возрождения чувствует себя в гармонии с природой. Эпоха барокко не отказывается от идеи гуманизма, но переосмысливает ее в новом историко-культурном контексте. Человек переполнен противоречиями и постоянной борьбой со своими страстями, с окружающей природной и социальной средой.

Теперь человек воспринимается как таковая рабыня, всегда зависит от природного и социального окружения. Причем и мир природы, и мир человеческих отношений, и внутренний духовный мир человека выступают как многоплановые, динамические, противоречивые феномены. На первый план, вместо спокойствия и гармонии Возрождения, выступают хаотичность, иррациональность, эмоциональность, драматизм.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений — как барокко, так и классицизма

Тенденция к синтезу проявляется как подчиненность всех элементов художественного произведения одном руководящем стержню в эмоциональном, ритмическом, колористическом планах. Это также попытка выявить необычное в обычном и обычное в чрезвычайном, тенденция к иносказания, что приводит к частому использованию аллегории.

Искусство должно совершенствовать природу и отражать не уродство реальной жизни, а облагороженную и улучшенную действительность. С этим связаны следующие особенности эстетики барокко, как великолепие, парадность, театральность, живописная иллюзорность, возвышенность и торжественность. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Литература барокко настаивала на свободе выражения в творчестве, ей присущ безудержный полет фантазии. Барокко стремилось к чрезмерности во всем. В силу этого — подчеркнутая, нарочитая усложненность образов и языка, соединенная со стремлением к красивости и аффектации чувств.

Литература барокко постоянно сталкивает подлинное и мнимое, желаемое и действительное, проблема «быть или казаться» становится одной из важнейших. Накал страстей привел к тому, что чувства потеснили разум в культуре и искусстве.

Писатели провозгласили оригинальность произведения его важнейшим достоинством, а необходимыми чертами — трудность для восприятия и возможность различных истолкований. Ярким примером служат 2 испанских поэта: Луис де Гонгора и Франческо де Кеведо. Его стихи насыщены сложными метафорами, отражающими пессимистический взгляд автора на мир. В подтверждение этого рассмотрим стихотворение «Пока руно волос твоих течет».

Литература барокко в России была в значительной мере официальной. И эти утраты делают изучение предшествующих стилей в литературе особенно необходимым. Для искусства и литературы барокко характерна предельная эмоциональная напряженность. В России же барокко пришло на смену средневековью и приняло на себя многие из функций Ренессанса.

Смотри также